Что такое ракаат (ракат), такбир, руку, саджда, ташаххуд, таслим в намазе

БисмиЛлах.

Не раз уже нахожу, что начинающие молиться мусульмане иногда не могут разобраться в терминах. Постараюсь ответить «простым языком», чтобы не осталось вопросов, ин ша Аллах. Но нет проблем, если спросите в комментариях, возможно всё же непонятно ответил.

Что такое ракаат/ракат или рукат в намазе?

Ракаатом  (араб. ركعة‎‎) — называется полный цикл движений и чтений в молитве (намазе), начиная от такбира (см. ниже подробнее), т.е. слов «Аллаху Акбар» до поднятия головы со второго земного поклона (саджда).

Что входит в один ракаат?*

  1. Говориться такбир (будь то первый, с которым входите в намаз, будь тот, который произносится при вставании после совершения земных поклонов).
  2. Стоя (состояние кыям) читается аль-Фатиха и, если желаете, что-то ещё из Корана.
  3. Далее совершается поясной поклон
  4. Выпрямляетесь с поясного поклона
  5. Совершаете земной поклон (падаете ниц перед Аллахом в положение саджда)
  6. Выпрямляетесь из земного поклона, оставаясь сидеть на коленях.
  7. Снова совершаете (второй) земной поклон.
  8. Снова выпрямляетесь.
  9. Ракаат завершен (ниже нюансы)
    • Если это был последний ракаат молитвы, то читаете ташаххуд и даёте «салам» вправо и влево (таслим).
    • Если это был второй ракаат, после которого есть третий, то читаете ташаххуд, потом делаете такбир и встаёте на третий ракат.
    • если не то и не другое (исключение может быть намаз уитр), то просто встаёте на следующий ракаат.

Т.о. ракаат — это цикл повторения пунктов 1-7 с установленными для них движениями и словами, делающими молитву действительной.

Сколько ракаатов в обязательных молитвах/намазах?

Отсюда понимание слов: в фаджр (рассветном) намазе 2 ракаата, в зухр (полуденном), аср (послеполуденном) и иша (вечернем, который часто называют ночным**, что не совсем корректно) — по 4 ракаата в каждом, и в магриб (закатном, который называют иногда вечерний, что исходя из написаного ранее, также некорректно) — 3 ракаата.

* я опускаю слова, которые говорятся в намазе, подробнее об этом описано в статье о молитве, поэтому не принимайте это как инструкцию по молитве, а просто описываются шаги в одном ракаате.

** ночной молитвой принято называть дополнительную молитву, киямуль-лейль — ночное выстаивание. У этой (ночной) молитвы есть и другие названия.

Что такое такбир?

Такбир — это возвеличивание Аллаха словами «Аллаху Акбар» — Аллах Велик (Самый Великий)

  • В намазе им открывается молитва ( первый такбир, т.е. «такбир аль-ихрам»)
  • В намазе произносится такбир также перед склонением перед поясным поклоном, перед первым земным поклоном, при поднятии головы с земного поклона, перед вторым земным поклоном, при поднятии головы со второго земного поклона, при поднятии на 3-й ракаат после прочтения ташаххуда.
Поясной поклон руку
Поясной поклон руку

Что такое руку в намазе?

Руку (араб. ركوع‎‎) — это поясной поклон при совершении молитвы мусульман. 

  • Спина параллельно земле. Спину необходимо выпрямить так, что если бы на неё налили воду, то она осталась бы на месте (не стекла), а голова должна находиться примерно по линии спины. Это согласно хадису Рифа’аx бин Рафи’, да будет доволен им Аллаx [Абу Дауд, 859. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих сунан аби Дауд»], и (также согласно) хадису Уабисы бин Ма’бада, да будет доволен им Аллаx [[Ибн Маджаx, 872. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджаx», 712].
  • руки опираются ладонями на колени, обхватывая колени пальцами,
  • ноги выпрямлены в коленях,
  • голова не согнута и не поднята,
  • взор направлен на место совершения земного поклона.
Земной поклон (саджда)
Земной поклон (суджуд)

Что такое суджуд/саджда?

Суджуд ([араб. سُجود‎‎ [sʊˈdʒuːd]] или саджда/сажда [араб. ُسجدة‎‎ [ˈsædʒdæh]]) — это земной поклон, когда раб Аллаха касается земли 7 частями тела:

  • головой (лбом и носом одновременно)
  • двумя руками
  • обоими коленями
  • пальцами обоих ног.

Что такое ташаххуд?

Ташаххуд (араб. تشهد‎‎ — свидетельство) — молитва и приветствия, произносимые сидя на коленях после поднятия головы со второго саджда во втором и в последним ракаатах молитвы. В ташаххуд входит и формула приветствия и призвания благословения на Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а также его род и семью. Одна из форм, приводимаяя в достоверном хадисе, приведена ниже.

«Ташаххуд»: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник!»)

«Саляват»: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный!»)

Таслим - в конце намаза
Таслим — в конце намаза

Что такое таслим и его место в намазе

Таслим — это правило завершения намаза. Классический вариант — после завершения ташаххуда и мольб в последнем ракаате голова поворачивается вправо и говорится «АсСаламу алейкум уа рахматуЛлах», потом голова поворачивается налево и произносится такой же «салам». После этого намаз считается завершенным.

Ислам. Помощь в Исламе
Добавить комментарий

  1. Сулейман

    Ассалам’Алейкум ! Таслим в джаназа намазе , почему выполняется в одну сторону только напрово ? Мы обычно говорим это в обе стороны как в любом намазе , но такое в одну сторону увидел в Саудии , или у них другой мазхаб ?

    Ответить
    1. Реюс ибн Юсиф автор

      Уа алейкум асСалам уа рахьматуЛЛахи уа баракатух.

      Это сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так пришло в хорошем хадисе, поэтому так и делают. Хотя оба варианта дозволены. Но есть правило — следовать за имамом. Если он делает 1, то и вы 1 раз (в правую сторону). Если 2, то и вы в обе. Вот подробнее:

      О дозволенности произнесения приветствия как в одну сторону, так и в обе

      Большинство ученых считает, что в молитве джаназа приветствие совершается только в одну сторону, в правую. Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву джаназа, делал четыре такбира и одно приветствие (таслим)”. аль-Хаким 1/360, ад-Даракъутни 191. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
      То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры.
      Однако есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и не следует пренебрегать этим, а тем более не следует считать это противоречием Сунне. Ибн Мас’уд говорил: “Из деяний, которое совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же, как и в обычной молитве”. аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
      Таким образом, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.

      Источник: https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=11133

      Ответить
  2. Бахыт

    Прошу у вас разъяснить мне один момент, я начала читать намаз и есть вопросы. так как я еще не привыкла читать все наизусть приходится подглядывать в тетрадь, да простит меня Аллах за мои грехи… вопрос — можно ли начать снова ракаать сначала и нужно ли говорить ният ?

    Ответить
    1. Реюс ибн Юсиф автор

      Да простит Аллах нам и вам грехи и прегрешения.

      Отвечая на ваш вопрос: Последовательность такая:

      1. Имея омовение и покрывшись для намаза, как полагается женщине вы становитесь лицом в направлении киблы (Каабы).
      2. У вас должно быть намерение совершить определённый намаз из определенного количества ракаатов. Если вы совершаете намаз за имамом, то и намерение должно быть, что совершаете определенный намаз за имамом.
      3. Далее делаете такбир (говоря Аллаху Акбар и подняв руки) и потом сложив их на груди. Всё, вы вошли в намаз.

      Хочу обратить внимание на 2 момента:
      1. Намерение не говорится. Это не зикр и не дуа, и не мольба. Пришло в хадисах, что Посланник Аллах, да благословит его Аллах и да приветствует, становясь на намаз, начинал его с такбира, а не с произнесения чего-то. Разве не он для нас пример? Тем более, вы сами осознаёте, что это намерение, то, что в сердце. Когда человек отправляется за хлебом, он же не произносит своё намерение вслух?! Аллах сделал достаточным для действительности молитвы (и других поклонений) правильное намерение в сердце. Как и сделал отвергаемым поклонением дурное или неправильное намерение, даже если его словами произнесено благое. Например, когда даёте милостыню ради Аллаха, то вы же не говорите, типа «я даю милостыню бедняку ради Аллаха». Вы просто с намерением снискать довольство Аллаха даёте милостыню, говоря БисмиЛлах. Потом, да, можете попросить Аллаха принять вашу милостыню. Как и после другого поклонения попросить Аллаха принять его. Т.ч. произнесение намерения перед намазом — это нововведение, которое внесли последующие поколения, за что их ждёт спрос у Аллаха за то, что они не удовлетворились Сунной Посланника Аллаха и изменили её по своему усмотрению.

      2. Второй момент — это пояснение к моим словам — «определенный намаз». Т.е. если вы собираетесь сделать обязательный намаз зухр, то и намерение должно быть на намаз зухр (полуденный предписанный намаз). Тут нет определенной формулировки. Вашего понимания того, что за намаз вы собираете делать и количества ракатов, которые в нём есть — ин шаа Аллах достаточно, чтобы намерение было действительным. И если вас кто-то спросил бы что за намаз вы совершили, вы без сомнений будете знать ответ. Т.е. не усложняйте себе этот момент. Вы перед Аллахом встали, знаете, то собираетесь делать, значит у вас есть намерение.

      И в конце, хочу заметить, что из адабов (приличий) мусульман начинать беседу/вопрос к другому мусульманину/мусульманке с Салама, как минимум, сказать «АсСаламу алейкум». Или написать, если письменное обращение.

      Да поможет вам Аллах снискать Его довольство и быть из числа стойких и достойных Его рабов. Быть из числа тех, кому обещан Рай. Амин!

      А Аллаху ведомо лучше!

      Ответил Реюс ибн Юсиф.

      Ответить
  3. Имана

    Спасибо огромное. Пусть АЛЛАХ будет доволен вами.

    Ответить
  4. Имана

    Пусть АЛЛАХ хронит нас вечно.

    Ответить
  5. Дидар

    Спасибо вам! Да хранит вас Аллах!

    Ответить
    1. Реюс ибн Юсиф автор

      И да хранит Аллах всех нас и сделает приверженцами Прямого Пути! Амин!

      Ответить
  6. Олжас

    АсСаламу алейкум ва рахмату лЛахи ва баракатух брат. Да будет Всевышний доволен тобой и твоими делами. Амин.
    Уа алейкум асСалам уа рахматуЛлахи уа баракатух, брат. Молю Аллаха, чтобы Он уберег нас всех от того, чтобы наше поклонение и наши скромные дела стали тщетными.
    Йа Аллах! Даруй каждому из нас такое дело, за которое Ты обязательно простишь все грехи и введешь в Свой Рай! Амин!

    ДзазакАллаху хайран уа баракАллаху фикум.

    Ответить
  7. islam

    СалЛамуАлЛейкум Брат, поздравляю тебя с наступлением Рамадана,
    Уа алейкум асСалам уа рахмутуЛлахи уа баракатух, брат!
    АльхамдулиЛлах! Да вохдаст тебе Аллах благом! Пусть Аллах, Свят Он и Велик, сделает наше поклонение до наступающего Рамадана, в этот Рамадан и после до самой нашей смерти искренним, в соответствии с Сунной Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, примет от нас и обрадует нас своей Милостью и Щедростью в Судный День и в Раю. Амин. Ин ша Аллах, у нас Рамадан наступает завтра (собственно, через несколько часов).

    брат у меня к тебе вопрос, сегодня субботу я делал обеденный намаз в мечете, и после него я стал делать суннат, и когда я стал его делать на первом ракате ( то есть я уже прочел бисмиль ) ко мне справа подошел мой брат по вере и дотронувшись до плеча дал знать что делает со мной в месте обеденный, джамаат намаз, я не много растерялся ведь я делаю суннат, а так как я его начал, я не знал что делать, вроде и сказать надо ему и прерывать намаз не хорошо, и я подумал порошу у Аллах мое намерение сделать из суннат намаза в обеденный ( не знаю правильно это или нет я на тот момент не много запаниковал) и начал с братьями делать обеденный намаз, надеюсь что сделал все правильно и Аллах у берег меня от ошибок. А вопрос заключается в том: правильно ли я сделал, или как я должен был сделать чтоб было правильно?
    Вот что я нашел нечто похожее по данном вопросу (кое что напишу, а остальное найди, брат, время, почитай сам).

    Также и нет ничего порицаемого в том, чтобы в соборной мечети, в которой уже совершил намаз первый джама’ат, опоздавший сделал ее с кем-либо из тех, кто уже совершил эту молитву в первом джама’ате, поскольку на дозволенность этого есть доказательство. Абу Са’ид рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть ли среди вас какой-либо человек, кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2652.
    В этом хадисе указание на дозволенность для совершившего молитву в джама’ате, составить джама’ат тому, кто опоздал на него. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Есть из вас какой-либо человек», обращены к одному, поэтому не следует составлять опоздавшему джама’ат большему количеству людей, уже совершивших этот намаз. См. “И’лямуль-‘абид” 106.
    Однако совершающий намаз с тем, кто опоздал, должен брать намерение на добровольную молитву, а не на обязательную, поскольку не дозволено совершать одну и ту же обязательную молитву дважды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершай дважды одну и ту же молитву!» Абу Дауд 2/39, ан-Насаи 1/162. Имам Ибн ас-Сакан, Ибн Хазм, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
    Таким образом, весь спор среди ученых только в совершении второго и более джама’ат-намаза в соборной мечети (масджит аль-джами’) имеющей постоянного имама (ар-ратиб).

  8. Можно ли совершать групповую молитву в мечети, в которой уже была совершена эта молитва
  9. Можно ли избирать доделывающего намаз имамом?
  10. Может ли человек, пропустивший ночную молитву (‘иша), совершить её за имамом, который совершает дополнительную молитву тарауих?
  11. ====
    Брат, вот вроде такой вывод получается (сам прочитай, а потом сравнись):

    То, что можно быть имамом или стать в джамаат к тому, кто совершает обязательную молитву, если ты уже сам совершил — ин ша Аллах, нет проблем. Но у каждого свой ниййят. Как я понял этот вопрос и его разъяснение: тот, кто делает обязательную (опоздавший), у того ниййят (намерение) на обязательную, а у того, кто делает добровольную — намерение, что добровольная, но в джамаате или имамом для джамаата (в зависимости от ситуации как получилось).

    Т.е. действия твои правильные были, но менять намерение в намазе нельзя. Нет проблем, что избрали тебы имамом по уважительной причине, но намаз суннат для тебя остаётся суннат, просто ты имам.

    В твоём случае, если к тебе присоединился, а ты делаешь суннат, то, выходит из доводов, надо продолжить делать суннат, но давать такбиры и другие команды вслух, чтобы те, кто с тобой делает намаз — слышали и подчинялись, так как ты для них имам. А когда ты завершишь свой намаз (например, тебе оставался сделать 1 ракат, 2, 3 или 4), то даёшь «салам», а они доделывают то, что осталось у них в намазе.

    Они не отвечают за твой ниййят и их намаз действителен, ин ша Аллах, и твой действителен и, ин ша Аллах, ты ему (присоединившимуся) дал садаку, так как сделал его одиночный намаз джамаатом, а награда за это увеличивается в 25 или 27 раз (есть хадисы, пришли оба числа).

    Я могу ошибаться. И пишу то, что я понял из того что тут и в темах по ссылке, чтобы поправили моё понимание, если оно ошибочное. Если ты или кто-то найдёт доводы на более правильное мнение, поделитесь.

    Аллах же знает лучше всех! Молю Аллаха, чтобы Он увеличил наши полезные знания и даровал поступать в соответствии с ними. Амин!
    ===

    Да направит нас Аллах по прямому пути! Аминь!
    Амин, брат.

    Ответить