БисмиЛлахир Рахманир Рахим
В этой статье рассмотрим доказательства на то, как следует держать руки в намазе.
Как держать руки в намазе правильно, в соответствии с Сунной
Для начала ознакомимся с доводами на возложение правой руки на левую при кыяме (стоянии в намазе).
Возложение правой руки на левую и веление так поступать
«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) возлагал свою правую руку на левую руку»[1], и он говорил: «Поистине, нам, Пророкам, было велено спешить с ифтаром[2] и откладывать сухур[3], а также возлагать свои правые руки на левые руки во время намаза».[4]
Также «он проходил мимо какого-то человека, который молился, возложив свою левую руку на правую. Тогда он раздвинул его руки и возложил правую на левую».[5]
Возложение рук на груди
«Он возлагал правую руку на тыльную сторону своей левой ладони, запястья и предплечья»[6], «и он велел так поступать своим сподвижникам»[7], а «иногда он сжимал свою левую руку правой»[8].
И «он возлагал их (т.е. руки – прим. переводчика) на грудь».[9]
Также «он запрещал молиться, положив руки на бока [, и он положил свою руку на бок (,чтобы продемонстрировать это)]».[10] Именно такое положение сильб (сходное с распятым на кресте человеком – прим. переводчика) он запрещал[11] (принимать).
Для тех, кто желает рассмотреть данный вопрос более подробно, наши братья подготовили очень содержательную статью с разборами доводов о положении рук в намазе, которые приводятся в книгах, мнения и доводы имамов мазхабов и других учёных и краткий итог всего анализа.
Вот ссылка: «О складывании рук на груди во время молитвы»
А Аллаху известно лучше.
[1] Муслим и Абу Дауд. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (352).
[2] Прим. переводчика: разговение, прием пищи сразу после захода солнца, знаменующее окончание времени поста.
[3] Прим. переводчика: последний прием пищи незадолго до рассвета перед соблюдением поста.
[4] Ибн Хиббан и ад-Дийа’ приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
[5] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
[6] Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Хузайма (1/54/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Достоверность этого хадиса установил Ибн Хиббан (485).
[7] Малик, аль-Бухари и Абу ‘Авана.
[8] Ан-Наса’и и ад-Даракутни приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. В этом хадисе содержится свидетельство того, что сжимание (левой руки правой) – это сунна, а в предыдущем хадисе речь идет о возложении (правой руки на левую), что также является сунной. Таким образом, оба этих действия – сунна. А что касается совмещения возложения и сжимания, которое одобрили некоторые ханифиты из поздних поколений (мусульман), то это религиозное нововведение (бид’а). То, о чем они упомянули, выглядит следующим образом : правую руку возлагают на левую, держа запястье мизинцем и большим пальцем, тогда как остальные три пальца лежат плашмя , — как на то указывает Ибн ‘Абидин в примечаниях к книге »Дурр аль-Мухтар» (1/454). Так не заблуждайтесь же подобного рода высказываниями!
[9] Передали Абу Дауд, Ибн Хузайма в »Ас-Сахих» (1/54/2), Ахмад и Абу аш-Шейх в »Тарих Асбахан» (стр.125). Одну из цепочек этого хадиса ат-Тирмизи назвал хорошей. При тщательном рассмотрении сходные по смыслу хадисы можно найти в книге »Аль-Муватта’ » и сборнике хадисов аль-Бухари »Ас-Сахих». Я подробно исследовал иснады этого хадиса в своей книге »Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118).
Примечание: возложение рук на груди достоверно установлено в Сунне, а все, что этому противоречит, является либо слабым, либо безосновательным. В соответствии с этой сунной поступал имам Исхак ибн Рахавайх, как о том сказал Аль-Марвази в книге »Аль-Маса’иль» (стр.222):
«Исхак вместе с нами совершал намаз »аль-витр»… Он поднимал руки во время мольбы-кунут и произносил мольбу-кунут перед поясным поклоном, а руки он возлагал на грудь или чуть ниже груди».
О том же самом говорил аль-Кади ‘Ийад аль-Малики в главе »Мустахаббат ас-Салят» своей книги »Аль-И’лям» (стр. 15, третье издание, Рабат) : «И он возлагал правую руку на тыльную сторону левой руки в верхней части груди». Сходно с этим и то, о чем поведал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбал в книге »Аль-Маса’иль» (стр. 62): «Я видел, как мой отец во время намаза возлагал свои руки, одну на другую, выше пупка». См. книгу »Аль-Ирва’ » (353).
Прим. переводчика: более подробно см. Приложение № 2 в конце данной книги.
[10] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого и следующего хадисов проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (374).
[11] Передали Абу Дауд, ан-Наса’и и другие (мухаддисы).